Полная версия статьи, которую в конце марта 2013г., в предверие 85-летия образования Асекеевского района, я послал в редакцию газеты "Родные просторы".
Ренат Сафи
В последние годы значительно вырос интерес людей к истории. К истории своего народа, к истории своей малой родины, истоков, корней. Наверно этим можно объяснить, что в последние годы на страницах районной газеты периодически появляются статьи разных авторов, так или иначе связанные с историей родного края, c историей Асекеево и других сел Асекеевского района. Каждый из авторов этих статей выдвигает свою версию истории и года возникновения села. Некоторые из этих версии близки, некоторые довольно сильно отличаются друг от друга. А в некоторых из них выдвигаются, на мой взгляд, вообще абсурдные и невероятные версии. Все это послужило причиной, которая и заставила меня написать свою версию истории возникновения села. Изучением, вернее сказать, попыткой изучения истории Асекеево и сел Асекеевского района, я занимаюсь довольно давно. У меня накопилось некоторое количество материала различного рода по этой теме. При этом я понимаю, что и этого материала еще недостаточно, чтобы нарисовать полную и ясную картину возникновения Асекеево…
Как мне кажется, именно на волне этого всплеска интереса к истории, примерно в 2006г. в Асекеево возникло и действует по настоящее время некое общественное движение, инициатором которого стали, в основном, ветераны и аксакалы села Асекеево. Целью этого движения является официальное закрепление даты основания села. Инициаторы этого движения пытаются обосновать дату возникновения Асекеево, ссылаясь на запись, сделанную в 1938г. моим отцом Сафи Зайни Гатаулловичем, где он написал о надписи, обнаруженной на намогильном камне на старом татарском кладбище в Асекеево, которое ранее находилось на территории нынешней школы. На этом камне мой отец и Шакиров Нагим абый увидели надпись, сделанную на старо-татарском (арабскими символами). Оба они смогли отчетливо разобрать только цифры – 1496 (۱۴۹۶). Отец сделал предположение, что если это год рождения или смерти покойного, значит можно предположить, что и Асекеево могло быть основано примерно в эти годы.
Одним из активистов в этом движении по официальному закреплению даты возникновения Асекеево был Шавалеев Габдулла Шавалеевич, по просьбе которого, примерно в 2006-2007г., я и передал ему, хранившуюся у меня эту самую запись отца. Таким образом, мой отец, через 10 лет после своей смерти, стал виртуальным участником этого движения. Вполне возможно, если бы отец был сейчас жив, он находился бы среди активистов этого движения.
Насколько мне известно, жители Асекеево до сих пор ведут споры и ломают копья именно из-за этой даты – 1496, которую зафиксировал в своих записях мой отец. Есть ярые сторонники этой даты и такие же противники.
Поэтому, чтобы попытаться выяснить была ли дата 1496 написана на намогильном камне или нет, почему эта надпись была прочитана именно так, а не иначе, а также, чтобы прекратились всевозможные споры вокруг этой даты, я хочу начать именно с этой самой записи, сделанной моим отцом, Сафи Зайни Гатаулловичем, в 1938г.
Многие годы я, так же, как и отец предполагал, что дата на камне (1496) означает именно этот год - нашего, григорианского летоисчисления. Но в какое-то время во мне закралось сомнение: а верно ли это? Но где и у кого можно узнать об этом? В начале 2007г. я обратился с вопросом о возможности такой даты к участникам татарского исторического форума в Интернете, где достаточно много вдумчивых, грамотных людей, которые серьезно занимаются изучением истории татарского народа. Ответы на мой вопрос были однозначными: такой даты быть не могло, а надпись на намогильном камне по какой-то причине была прочитана неверно!
Разберем подробнее, почему этого не могло быть. Но сначала, чтобы всем было понятнее, хочу дать небольшую справку.
Современное летоисчисление носит название - григорианское. В России его ввели в 1918г., хотя многие другие страны ввели эту систему летоисчисления значительно раньше. До этого мы пользовались юлианской системой летоисчисления, близкой к григорианской. Но с течением многих прошедших лет юлианская система летоисчисления стала давать значительные погрешности и к 1918 году эти погрешности составляли уже 13 дней. Вот поэтому у нас сейчас и есть традиция отмечать «старый» и «новый» год и разница между ними - эти самые 13 дней.
До 1 января 1700 г. в России применялось Византийское летоисчисление, которое велось «от сотворения мира». По преданию, мир сотворён был за 5508 лет до рождения Христа. Если бы мы продолжали пользоваться этой системой летоисчисления, то нынешний 2013 год соответствовал бы (2013+5508 =) 7521 году от сотворения мира.
В мусульманском мире летоисчисление ведется по собственному календарю, по хиджре. Этот календарь называет также исламским, лунным или мусульманским календарем. Год хиджры (16 июля 622 года н. э.) - дата переселения пророка Мухаммада и первых мусульман из Мекки в Медину.
1. Итак, если бы на камне была написана дата именно в 1496 году, тогда она должна была бы быть написана в соответствии с летоисчислением этих лет. Но в те годы летоисчисление велось от Сотворения мира и Рождества Христова и, если бы дата была нанесена на камень именно в 1496г, она должна была нанесена в соответствии с летоисчислением того времени, а этого сделано не было.
2. «Причем здесь Рождество Христово, если камень был найден на мусульманском кладбище» - можете возразить вы. И будете правы. Действительно, поскольку сам камень был обнаружен на мусульманском кладбище, а надпись была сделана арабским шрифтом, следовательно и дата на камне могла быть написана по хиджре. Проверим это.
Для перевода мусульманского календаря на современный григорианский календарь существует формула Г= М+622-М/33, где М – мусульманский календарь, Г – григорианский. В соответствии с этой формулой получаем, что 1496г. мусульманского календаря соответствует 2072-2073г. современного летоисчисления.
2073г. – это далекое будущее, в фантастические переходы во времени большинство адекватных людей, думаю, не верят. Таким образом, получается, что этой даты 1496, написанной в соответствии с хиджрой, на камне тоже не может быть.
3. Предположим, что часть цифр в этой дате означает год, а одна из цифр означает месяц. Однако, при разных комбинациях цифр 1, 4, 9, 6, в соответствии с вышеприведенной формулой получим очень древний год, что никак не может соответствовать здравому смыслу.
4. Предположим, что год на намогильном камне нанесли именно в 1496 году (по современному летоисчислению), но по хиджре. Возможно так предполагают те, кто считает, что дата на камне нанесена (2013г. – 1496г. =) 517 лет назад. Воспользуемся формулой перевода мусульманского календаря на григорианский: М = Г - 622 + ((Г– 622)/32). В соответствии с этой формулой у нас получается, что 1496г. соответствует 901г. по хиджре. Но ведь на камне были нанесены 4 цифры, а не эти три, которые получились у нас по формуле. Таким образом, и эта версия отпадает.
Мы пытались с вами выяснить: могла ли существовать такая дата (1496г.) на намогильном камне, но при различных версиях получили отрицательный ответ. Кроме этого есть еще пара объективных доводов, в общем-то, не связанные с самими цифрами и их комбинациями, но так же отрицающих возможность реального существования этой даты.
5. Камень, на котором была обнаружена эта надпись, представлял собой обычный песчаник. Даже если предположить, что именно этот найденный когда-то камень из песчаника был довольно плотной структуры и достаточно прочным, в любом случае, камень из песчаника недолговечен. В течении (1938г. – 1496г. =) 442 лет не только надпись, но и сам камень не мог уцелеть, находясь долгие годы на открытой местности и подвергаясь атмосферному воздействию. Если кто-то сомневается в этом, пройдитесь по кладбищу по ул. Красноармейской, в той его части, где еще можно увидеть старые намогильные камни из песчаника. Я был на этом кладбище прошлым летом. Там есть камни, только на некоторых из которых с большим трудом можно разобрать дату, а этим камням всего 50-60 лет. Я был на этом кладбище еще и школьником, примерно в 1962-64гг. И даже фотографировал некоторые намогильные камни (из песчаника), т.к. меня поразила красота надписей арабской вязью. К сожалению, те фотографии у меня не сохранились, но я помню, что в те годы было очень много памятников, на которых надписи были четко видны и легко читаемы. С тех пор прошло всего 50 лет, а тех камней с отчетливыми надписями сейчас уже нет
6. Ну и последний довод: нигде еще не было найдено никаких сведений о существовании в Оренбургской области, в том числе и в Асекеевском районе, хотя бы одного населенного пункта с датой основания ранее XVIII века. А 1496г., как вы понимаете – это XV век.
Кстати, кандидат исторических наук Айнур Тухватуллин из Казани, который в ответ на запрос районного архивариуса Мадины Абдуллиной дал отрицательное заключение по поводу возможности существования даты 1496г. (об этом написано в недавней статье Амира Сулейманова в местной газете), является нашим земляком. Он родом из села Тирес-Усманово, Абдуллинского района, которое находится не так уж далеко от Асекеево. Он изучал историю своего родного села, вероятно, хотя бы примерно, знает историю возникновения и наших сел, поэтому его заключению вполне можно доверять.
Конечно, можно выдвинуть и еще какую-нибудь невероятную версию появления надписи на намогильном камне. Например, что ее сделали инопланетяне и почему-то сделали ее арабским шрифтом на основе неизвестной нам системы летоисчисления. Но и эта безумная версия не дает ответа: в каком именно году сделана эта запись.
Итак, мы выяснили, что запись с датой «1496» на намогильном камне не могла быть сделана ни на основе хиджры, ни и в соответствии с современным летоисчислением. Это очевидно. Значит, запись на интересующем нас камне каким-то образом была прочитана неверно и, по всей вероятности, она была сделана в более поздние годы. Попробуем выяснить каким образом могло произойти неверное прочтение этой даты.
Мой отец очень хорошо читал и писал тексты на основе арабской графики, легко читал и рукописные тексты, написанные незнакомыми людьми. Отец – 1904г. рождения, первоначальной грамоте, именно на основе арабской графики, обучался в медресе при мечети в с. Алькино, нынешнего Похвистневского района. Со своей родной сестрой до конца своей жизни он переписывался только на старо-татарском (на арабской графике). Поэтому я всегда думал, думаю так и сейчас, что ошибиться в прочтении он не мог. Не мог ошибиться и Шакиров Нагим абый, вместе с которым они оба одинаково прочли эту надпись на камне.
Тогда почему же они прочли ее именно так? Единственное, чем можно объяснить не ошибочное, а неверное (в этом я сейчас уверен) прочтение надписи – результатом воздействия времени, которое сделало надпись на камне не совсем читаемой. Отец написал в своей записи, что они оба с Нагим абый смогли отчетливо разобрать только цифры. Но если буквы были уже не читаемы, вполне допустимо предположить, что и в очертаниях цифр тоже могли произойти какие-то, пусть даже незначительные, изменения. И именно эти изменения, как я думаю, способствовали не совсем верному их прочтению.
В записи отца о камне, дата, написанная им, выглядела так – «۱٤۹۶», что означает «1496». Проанализируем какие цифры в этой дате могли быть прочтены неверно. Но предварительно, чтобы в дальнейшем было понятнее, необходимо пояснить, как обозначаются арабские цифры.
Общепринятым, так называемым восточно-арабским (персидским), является следующее написание цифр (от «0» до «9») – ۰۱۲۳۴۵۶۷۸۹. Именно такими знаками чаще всего нумеруются страницы книг, напечатанные на старо-татарском (арабскими буквами). Существует и другое, называемое стандартное (индо-арабское), написание цифр, – ۰۱۲۳٤٥۶۷۸۹. Сравнивая эти два варианта, отметим, что цифра «4» имеет довольно существенное различие – «٤» и «۴». И именно эта цифра «4» заслуживает нашего особого внимания, т.к. только она оказывает существенное влияние на возможную реальную дату.
Трудно предположить, какие еще цифры можно было бы прочесть вместо последних двух цифр «9» и «6». т.к. эти цифры имеют характерный, особый рисунок и, кроме этого, значительного влияния на дату они не имеют. Первую цифру «1» заменить нельзя чисто логически, т.к. мы получим невероятно далекое будущее и, кроме этого, другие цифры так же не имеют близкого сходства с этой цифрой.
Мы сейчас не можем сказать, как именно на камне была написана цифра «4», ведь сам камень не сохранился, фотографии его нет. Можно предположить, что отец написал в своих записях цифру «٤» (4), как он привык писать ее с детства, а не как она была написана на камне. И, вполне вероятно предположить, что она была написана как «۴», ведь он не перерисовывал цифры с камня, а, вернувшись, домой, написал их просто по памяти.
Предположим, что на камне была прочитана цифра «4», начертанная именно, как «۴». При некотором различии она довольно блика в начертании на цифру «2» (۲). Эти цифры, даже при небольшой неточности в написании, вполне можно спутать друг с другом, а при воздействии природы и времени такая ошибка вполне вероятна. Следует заметить, что довольно близка по начертанию и цифра «3» (۳).
Заменим в дате цифру «4» на «2» и, для чистоты эксперимента, еще и на «3». Затем переведем 1296г. и 1396г. с мусульманского календаря на григорианский. При замене цифры «4» на цифру «2» (1296), воспользовавшись нашей формулой, мы получаем 1877-1878г. При замене на цифру «3» - 1976-77г., чего явно не может быть, т.к. камень был найден в 1938г. (Двойные даты при переводе с мусульманского календаря на григорианский и обратно возникают из-за полученных остатков цифр при арифметических действиях).
Итак, из всех вариантов, дата 1877-1878г. является наиболее допустимой и реальной.
Выше мы рассмотрели цифру «4» в начертании «۴». Предположим теперь, что мой отец и Нагим абый прочитали на камне цифру «4» в начертании «٤», именно так, как она была начертана в записи отца. Опять же можно предположить, что часть линий в начертании цифры «2» (۲) могла быть стерта временем и, кроме этого, могли появиться подобия некоторых других линий, поэтому она и стала напоминать цифру «4» в начертании «٤».
Если запись этой даты на камне была сделана именно в 1877-78 году, то в течении прошедших после этого 60 лет (до 1938г.) она вполне могла сохраниться. Поэтому, пусть и не совсем верно, могла быть прочитана моим отцом Сафи Зайни Гатаулловичем и Шакировым Нагим абый.
Кроме этого, мне кажется, мой отец и Шакиров Нагим абый просто психологически не были готовы даже предположить, что на камне могло быть написано 1296. Ведь они могли бы усомниться, что там начертана не цифра «4», а «2», т.к. эти две цифры похожи. Но их самих, вероятно, поразил такой древний год – 1496, что они уже не могли осмелиться даже предположить, что на самом деле это еще более древний - 1296 год! Для них, наверное, это было бы уже из мира фантастики. Вероятнее всего они оба даже не предполагали, что что дата на камне была нанесена по хиджре, а не в соответствие с современным, григорианским летоисчислением. Ведь я и сам понял это, а затем стал анализировать различные возможные варианты написания этой даты совсем недавно, только в 2007г.
Надеюсь, что я смог убедить тех, кто до сих пор искренно верит, что на намогильном камне стояла дата 1496г. в том, что на самом деле это не так? Таким образом, с уверенностью можно сказать, что дата, нанесенная на камне, означает 1877-1878г.!
Возможно, кому-то мои доводы покажутся неубедительными, и они все так же будут настаивать, что надпись на камне, прочитанная когда-то как «1496», означает именно 1496г. Ведь и Г.Ш. Шавалеев, когда примерно в 2008-2009г. я пытался объяснить ему, что такой даты на камне не могло быть, и слушать меня не захотел. Обиделся на меня и назвал меня предателем своего отца. (Правда позднее, видимо, он это забыл и мы всегда с ним дружески общались). Я уверен, что если бы я предъявил своему отцу эти доводы о неверном прочтении им и Нагим абый той записи на намогильном камне, он бы со мной согласился.
Конечно, понятно желание моих земляков считать, что Асекеево возникло очень давно. Мне и самому хотелось бы так считать, но факты – упрямая вещь. И не всегда наши желания совпадают с реальной действительностью.
По всей вероятности, это дата 1877-78 – год смерти уже неизвестного нам сейчас человека. Если предположить, что он прожил 60 или более лет, родился он в начале XIX века, что вполне встраивается в дату возникновения села Асекеево, о которой будет сказано ниже.
Поскольку, как в самом начале я упоминал о незатухающих спорах жителей села о дате возникновения Асекеево, а также ввиду существования различных версий возникновения села, коротко выскажу свою версию на это счет.
Вероятно, многие из вас, уважаемые земляки, удивятся, но нынешнее село Асекеево первоначально имело совершенно другое название – Танай. Танай – это «тан ай», в переводе с татарского – предрассветная (ранняя) луна. Возможно, такое название поселение получило по имени одного из основателей села, возможно, кто-то из основателей села просто был поэтической натурой.
Старожилы части улиц Гагарина и Комсомольской, в районе пересечения этих улиц, до сих пор так называют район своего проживания. Из поколения в поколение это название дошло до наших дней и сейчас жители этого района уже не могут объяснить, почему он носит такое название. Других, подобных названий районов в Асекеево, которые передавались бы из поколения в поколение, в селе нет. Район Танай - это исторический центр села Асекеево. Основали это поселение в конце 50-х – начале 60-х годов XVIII века кто-то из выходцев из села Старокульшарипово или, ныне уже не существующего, села Тамьян (Иске аул). Старомукменевцы хоть и называют нынешнее свое село Тамьян, однако это уже другое село. Исчезнувший Тамьян находился в 4-5 км. севернее нынешнего Старомукменево. Села Старокульшарипово и Тамьян были основаны несколько ранее Таная. Тамьян примерно в 1740г., а Старокульшарипово примерно в 1745г. Нынешнее Старомукменево основано примерно в 1758г. Все эти села основали представители племени Тамьян из рода Шагмана – Колшарип Дусмухаметов и его сыновья – Мукмин, Габдрахман, Валит и др..
В то время в нынешнем Похвистневском районе существовало село с названием Асекеево, но в 1762г. оно было продано ее владельцем Асекеем Ахметовым из рода Манаша помещику Кроткову и он, вместе со своими людьми, поселяется вблизи селения Танай. Впоследствии два этих поселения объединились и село стало называться Асекеево. Вполне вероятно, что вновь прибывшие сюда, были более многочисленные, к тому же являлись полновластными владельцами земли, на которой возникло поселение Танай и имели право называть место своего нового проживания, в память о прежнем названии своего села – Асекеево.
Как указывает кандидат исторических наук из Оренбурга Д.Н. Денисов «…С высокой степенью вероятности датой основания села Асекеево Асекеевского района Оренбургской области можно считать 1760-1762 годы. Все предположения о более раннем времени возникновения этого села на территории нынешней Оренбургской области являются безосновательными, поскольку ландкарта Красильникова неоспоримо доказывает, что до 1755 года эта деревня располагалась в ином месте, на землях сопредельной Самарской области…»
Называя 1760 и 1762 годы, Денисов имеет в виду два разных договора по продаже села Асекеево, нынешнего Похвистневского района. Объяснения почему существуют эти два договора, Денисов не дает. По всей вероятности, продажа села в 1760г. по какой-то причине не состоялась, поэтому в 1762г. был составлен новый договор, по которому село Асекеево и было продано.
Род Манаша, уже с начала XVII века, владел огромной территорией, включающей в себя территорию нынешнего Асекеевского, Бугурусланского, части Северного, Пономаревского и Матвеевского районов Оренбургской области, а также Похвистневского и части Кинель-Черкасского районов Самарской области. Однако, до появившихся позднее на этих землях различных поселений, представители этого рода на постоянной основе на этих землях не проживали. Здесь они пасли скот, охотились, ловили рыбу, занимались бортничеством и сбором ягод. Жить на этих землях в то время было просто опасно из-за частых набегов кочевников, в том числе и калмыков.
Вполне вероятно, род Манаша и представители племени Тамьян (из рода Шагали Шагмана, которые основали села Кульшарипово, Старомукменево и Шаммасовку) имели какие-то родственные или иные отношения, поскольку представители племени Тамьян имели возможность поселиться на землях, принадлежавших роду Манаша. Уточнить все это мне не удалось.
Поскольку название поселения Танай изменилсь и оно стало называться Асекеево, то датой основания села Асекеево можно считать 1763 год. Конечно, эта дата весьма условна, т.к. точной даты основания села выяснить невозможно. К слову сказать, все известные даты основания сел и городов, за редким исключением, довольно условны и обычно определяются по их упоминаниям в каких-нибудь исторических документах.
Из «Экономических примечаний к Генеральному межеванию по Бугурусланскому уезду» в 1802 г., т.е. примерно через сорок лет, после предполагаемого основания Асекеево, в нем значится 35 двора, с численностью населения 155 человек (мужчин и женщин), что вполне логически вписывается в дату основания села – 1763г.
В 1816г. в Асекеево числится уже 52 двора,
В 1886г. в Асекеево насчитывается 2055 жителей,
В 1897г., в Асекеево насчитывалось 463 двора, в которых проживало 2719 жителей.
Таким образом, одновременно с 85-летием образования Асекеевского района, село Асекеево в этом, 2013 году может торжественно отметить и свое 250-летие!
Уважаемые земляки, пусть вас не смущает часто встречающиеся здесь слова: «возможно», «вероятно», «наверное», «примерно» и т.п. Абсолютно точные данные по истории (и не только Асекеево) вам никто и никогда не напишет, не расскажет. Если же кто-то категорично будет утверждать, что он знает все, знает точные даты и т.д. – такой человек просто лжец.
Я не претендую на «истину в последней инстанции». Вполне вероятно, что где-то я неточен или допускаю ошибки. Возможно, делаю неверные выводы и т.п. Ведь при попытке выяснить историю, от ошибок никто не застрахован: ни любители, ни профессиональные историки.