Осенью этого, 2012 года в архиве с. Асекеево мне сделали ксерокопию хранившейся у них такой же ксерокопии записей, сделанных в 1958г. учеником 10 класса Асекеевской средней школы Зуфаром Бикташевым, проживавшим тогда в своем родном селе Старо-Мукменево. В эти годы в Асекеевском районе только в селе Асекеево была школа-десятилетка, в остальных селах района были школы-семилетки. Поэтому, чтобы продолжить обучение, ребята из соседних деревень проходили обучение в старших классах в селе Асекеево.
Записи на этой ксерокопии из архива были из той самой серии записей историй своих родных сел, которые были написаны в конце 50-х - начале 60-х в обычных ученических тетрадях по заданию моего отца Сафи Зайни Гатаулловича учениками Асекеевской школы, жившими в разных селах Асекеевского р-на. Все остальные тетради с подобными записями хранились у моего отца, а после его смерти в 1997г., стали храниться у меня. Позднее все эти записи историй сел Асекеевского р-на я разместил здесь на сайте "История Асекеево".
Почему же именно эти записи Зуфара Бикташева мой отец передал в архив?
Я несколько лет назад перебирал в архиве папку отца, где хранились документы, фотографиями и пр., которые отец передал на хранение в архив. Записей Зуфара Бикташева в этой папке не было.
Почему и в какой папке записи Бикташева пролежали в архиве в безвестности более 16-17 лет? Почему в архиве не оказалось самого оригинала, а только его ксерокопия? На все эти вопросы у меня нет ответа...
Записи Зуфара Бикташева были написаны по-татарски. Большую помошь в их переводе на русский оказал бывший житель села Старо-Мукменево Саид Гимадеев, за что приношу ему глубокую благодарность.
К тому же Саид Гимадеев является автором размещенных здесь же на сайте рассказов: "Воспоминания, связанные с историей села Мукменево" и "К истории села Старомукменево".
p.s. Не следует безоговорочно принимать на веру все, что было написано школьниками в 1958-60-х годах о своих селах. Например, в этих записях описаны события примерно 1830г., в которых участвовал некий Колшариф. Колшариф - это, действительно, реальной человек, как и его сыновья Мукмин, Валит и др., только дело в том, что Кульшарип жил где-то на 100 лет раньше. Кульшарип, из племени Тамьян, примерно в 1740г. основал нынешнее село Старо-Кульшарипово, а примерно в 1758 году его сын Мукмин основал село Старо-Мукменево, т.е. произошло это задолго до 1830г. Вероятно и рассказ о том, что старомукменевцы хитростью завладели землями кульшариповцев и других сел, является всего лишь легендой. Хотя, конечно, какие-то земельные споры между различными селами могли иметь место...
Ренат Сафи.
История села Старо-Мукменево.
Ученик 10-А класса Зуфар Бикташев, 21 января 1958г.
По рассказам некоторых сельских аксакалов, Старо-Мукменево сравнительно молодое село. Примерно в 1830-х годах, когда в России правил Николай I, в городе Казани жил один шакирд (учащийся медресе) по имени Колшариф.
Когда в Казани начался призыв в армию, Колшарифу тоже пришла повестка. Однако, Колшариф не хотел служить в армии и скрылся из Казани. Скитаясь по разным местам, однажды он наткнулся на небольшую деревню, расположенную на берегу реки Кинель, где проживали башкиры (нынешнее Кульшарипово, колхоз имени Куйбышева).
Колшариф остался здесь жить и начал учить деревенских детей. Через 1-2 года в городе Казань снова начался набор в солдаты. В списке среди других призывников значился и сын одного богатого чувашина. Чувашин, чтобы не отправлять сына в солдаты, стал принимать меры. Он беседовал с многими людьми из круга начальников, и один из них ему посоветовал найти беглого Колшарифа. Если чувашин его доставит в Казань, то он освободит его сына от солдатской службы. Этот чувашин хорошо знал Колшарифа. Он запряг лошадь, положил на телегу бочку водки и отправился на поиски. Проехав по берегу реки Кинель, чувашин наконец-то нашёл Колшарифа. Чувашин угостил деревенских башкир своей водкой, а те в благодарность привели и посадили Колшарифа на телегу чувашина и проводили их в путь. Когда они проезжали через Берёзовый овраг, Колшариф убил чувашина и на его же подводе вернулся обратно в деревню. Башкиры приветливо встретили вернувшегося Кулшарифа. Лошадь чувашина они зарезали, а телегу выбросили в глубокий овраг.
Так Колшариф остался жить в этой деревне, а вскоре и женился. Со временем у него родилось девять сыновей: Халит, Валит, Мукмин и т.д. Башкир стало беспокоить увеличение численности казанских татар и они попросили Кулшарифа отправить своих детей в Казань. Тогда Кулшариф подумал и решил отделить детей и построить им на другом месте, за пределами деревни, свои дома. Башкиры с ним согласились.
На берегу реки Зирекле, в четырех километрах севернее нынешнего Старо-Мукменево, в очень живописном месте, они вместе с 9 сыновьями построили 7 домов и переехали туда жить. Прошло несколько лет. Башкиры стали продавать свои земли по реке Иреуз, те места, которые в народе теперь называют "Зариф канавы". Однако допустить этого сыновья Кульшарифа не хотели и, чтобы воспрепятствовать этому, часть из них переехала жить ниже по течение реки Зирекле – на нынешнее место села Старо-Мукменево. Первым переехал туда Мукмин. Поэтому эта деревня стала называться Мукменево. Позднее в другом месте появилось еще одно поселение с таким же названием, поэтому первое село стали называть уже Старо-Мукменево.
Казанские татары обратились к башкирам с просьбой о разрешении им на проживаемых землях пасти скот и заниматься охотой. Башкиры согласились, но с условим составить на это договор. Для этого надо было ехать в город Уфу. Двое из башкир и Валит от татар поехали в Уфу. Валит достаточно хорошо умел читать и писать по- русски (учил этому его отец Колшариф), а башкиры не умели. Приехав в Уфу, Валит под предлогом, что он сходит на базар, направился искать писаря. Найдя писаря, он объяснил ему суть дела, дал ему в задаток 25 золотых и ушёл. По пути назад он, действительно, зашёл на базар и купил башкирам гостинцы, подарки. Вернувшись туда, где они остановились, они все трое направились "искать нотариуса". Расспрашивая прохожих, они, наконец, "нашли" того самого писаря, с которым Влит заранее уже договорился. Валит при всех изложил их общую просьбу. Писарь составил договор: "Казанские татары, жители Старо-Мукменево, наравне с башкирами имеют право на тех землях пасти скот, заготавливать сено, заниматься охотой и выращивать хлеб”. Затем громко, при всех зачитал им написанное, что жители Старо-Мукменева имеют право на землях охотиться, пасти скот, специально упустив слова о том, что старомукменевцы могут выращивать и хлеб. После этого обе стороны поставили свои подписи и их подписи были заверены печатью. Валит одну копию договора взял себе, и все трое поехали домой.
Через несколько лет старо-мукменевцы начали пахать свои земли. Увидев это, жители деревни Кульшарипово подняли большой шум. Дело дошло до суда. Старо-мукменевцы и кульшариповцы поехали в суд, который находился в то время в городе Самара. Суд выиграли жители села Старо-мукменево, так как у них на руках был составленный в городе Уфе договор. По пути из Самары они пригласили землемера, который в Старо-Мукменеве развернул работы по закреплению земель за жителями села. Он установил межу на севере вплоть до железной дороги, на западе перед самой деревней Кульшарипово и вышел на южную сторону через реку Кинель. Землемер южную границу хотел установить перед самой деревней Поляны. Но поскольку 25 золотых никто ему не давал, он на юге примерно в одном километре от берега реки Кинель повернул на сторону деревни Тарханы и перед этой деревней установил межу. Но и без этого, после этих замеров, селу Старо-Мукменево достались большие площади земель. С этим не хотели мириться жители сел Асекеево, Султангулово, Кульшарипово и тех деревень, которые расположены за рекой Кинель. Все они старались хоть немного прихватить отдельные участки Старо-Мукменевских земель. Особенно усердствовал в этом 9-ый участок села Асекеево (нынешнее село Яковлевка). Этот участок старался захватить земли и лесные массивы от железной дороги до Кырмыскалы Кул, а земли, находящиеся за Кинелём, старались захватывать близлежащие населённые пункты. Поэтому в весенние и осенние месяцы между старо-мукменевцами и жителями этих деревень часто происходили серъёзные стычки. Жители села Старо-Мукменево бдительно охраняли свои владения. Они ни один аршин земли чужакам не отдавали. Услышав о появлении чужаков, жители Старо-Мукменева, вооружившись дубинками, верхом на конях скакали против них и били их, отнимали телеги, ломали плуги, бороны, увозили семенной материал. Были случаи, что некоторых противников они калечили. Как правило, старо-мукменевцы всегда побеждали. Среди жителей были и очень храбрые и сильные люди. Вот как рассказывают о Кыдрач батыре. Он одевал красные штаны и красную рубаху, на ногах были лапти, на голове малахай. Он верхом на коня не садился, так как, конь не мог поднять такого тяжеловеса. Противники, даже если их было больше, завидев Кыдрач батыра убегали прочь.
Человек по имени Катип весной во время половодья ночью переплывал через Кинель и весь подготовленный семенной материал самовольных захватчиков высыпал в воду. Поняв бесполезность захвата земель, жители этих деревень стали применять и другие методы. Они косили и увозили сено, рубили леса. В целях защиты своих земель жители Старо-Мукменева стали переезжать поближе к границам своих земель. За рекой Кинель расположились жители деревни Нуриевка. Выше по течению реки и основного села переехал Шаммас и появилась деревня Шаммасовка. Чуть западнее от неё переселилась группа людей из Старо-Мукменева и стали заниматься земледелием. Здесь появилась деревня Игенчеляр (Шахтёр). Эти деревни охраняли земли от захвата асекеевцами, кульшариповцами и самовольщиками 9-го участка.
В это время стали сильно развиваться экономика и культура села Старо-Мукменево. В селе увеличилось число домов-шестистенок. В садах стало больше плодовых деревьев. В Старо-Мукменеве начал проходить ежегодный базар, где шла торговля различными товарами, в том числе и домашним скотом.
В селе были и участники русско-турецкой войны. В 1870-е годы в село приехал Габдрахман халфа хазрат. Он бывал в Турции, Иране. В Уфе получил сан ишана.
Прибыв в село, он открыл медресе. Слава имама быстро распространилась в округе. К нему на лечение приезжали даже за 500 км, так как он был искусным целителем. Из Франции, Англии доставляли ему лекарства. В своей практике он умело использовал и лечебные растения. Позже у него были уже несколько медресе. Село делилось на три махалля. Первой махаллей руководил сам имам Габдрахман халфа хазрат. Второй махаллей руководили Ахун мулла, Гыйлфан мудзин. Третьей махаллей руководил Аглиулла мулла. Во всех трех махаллях были мечети. Через много лет (в 20 ые годы) имам скончался. Его похоронили на Старо-Мукменевском кладбище. На его могиле ежегодно цветут кусты сирени и все сельчане с уважением вспоминают имама. Когда он умер, его книги вывезли на нескольких телегах.
Старо-мукменевцы участвовали и в русско-японской войне. Среди них Давлетгарай, Тагир и другие, однако в живых, кажется, уже никого нет. В первой мировой войне из нашего села участвовали много людей. Галимулла и сейчас жив. Много изменений в село внесли Первая мировая война, периоды революций, голодные годы. Очень многие не пришли с войны. Угас и сельский базар. Люди продавали свои дома и уезжали. Добротные богатые дома перевозили в другие села. Много сельчан уехали в Ташкент, Ашхабад и другие места. Село совсем пустеет, заброшенные дома разрушаются.
После революции отстраняют от дела старосту села Шарифуллу. Власть переходит в руки сельского Совета. Первым председателем сельсовета стал Шаехов Мухамет. В эти годы была организована «Наемная Красная гвардия» (по всей вероятности продотряд) из 40-50 человек. В составе этого отряда были и наши сельчане в количестве 7-8 человек. В распоряжении этого отряда были 2 пулемета, около 50 винтовок, револьверов, 40 лошадей. Этот отряд ездил из села в село и собирал у населения зерно, в своих походах они добирались даже до Сталинграда. Здесь служил и Гапкадыйр бабай.
Не миновала наше село и Гражданская война. Летом 1919 года с востока в село вошли белогвардейцы. У людей отнимали хлеб, сено, лошадей. С собой забирали наших сельчан и использовали их как ямщиков. В селе они нашли и зарубили саблями одного красноармейца. Его похоронили наши сельчане Саражь и другие недалеко от реки Большой Кинель. После Старо-Мукменева белогвардейцы захватили Кульшарипово, Султангулово и Асекеево. Но из Асекеева отступили, так как стали наступать красные и вернулись назад в наше село. Многих старомукменевцев белые взяли с собой. Напротив села на горе вырыли окопы и расположились там. С появлением красных развязался короткий бой, после которого белогвардейцы отступили в село Алексеевка. Те сельчане, которых насильно забрали белые, сбежали от них и вернулись домой. Вскоре в селе начались значительные перемены.
В 1920 году в селе начинается всеобуч населения. Учили всех, и молодых, и пожилых, позднее обучались только дети и молодежь. Первым учителем был Иштаев.
В 1929 году началась коллективизация. Наши сельчане не торопились вступать в колхоз. Тогда у населения стали забирать лошадей, коров, хлеб и таким путем насильно стали заставлять людей вступать в колхоз. Через некоторое время коров обратно раздали своим прежним хозяевам. В это самое время в Старо-Мукменево прибыл представитель партии большевиков "Пятнадцатитысячник" Ямалов. Он собрал вокруг себя группу молодежи и начал при их помощи активную работу по коллективизации. В 1934 году коллективизация завершилась. В эти годы кулаки первыми вступали в колхоз. Они старались быть поближе к Ямалову и активистам села, но в то же время не упускали случая обвинить бедняков, способствовали изъятию у них последнего хлеба и пускали различные негативные слухи о колхозах. Позже, этот же Ямалов и его окружение под видом чистки колхоза раскулачивали и выселяли этих людей из села. Колхоз потихоньку стал двигаться вперед. На смену лошадям и быкам пришли трактора. В колхозе стали появляться машины, комбайны, молотилки и другие сельскохозяйственные машины. В селе построили большую семилетнюю школу, появились клуб, два магазина.
В 1941 году начинается Великая Отечественная война. В годы войны очень многие из наших односельчан ушли на фронт, однако вернулись немногие, большинство погибло, защищая нашу Родину.
Несмотря на это, благодаря старательности наших колхозников, колхоз снова встает на ноги. В настоящее время на территории Старо-Мукменевского сельсовета есть 2 колхоза: им. Жданова и Правда. Колхоз имени Жданова имеет 9 тракторов, 4 машины и много другого сельхозинвентаря. По надоям молока от каждой коровы колхоз им. Жданова в районе занимает первое место. В 1958 году наш колхоз включился в борьбу за получение прибыли в 1 миллион рублей. По развитию культуры наше село тоже добилось больших успехов. В селе многие выписывают газеты и журналы. Из года в год увеличивается количество молодежи, заканчивающих 7-летнюю и 10-летнюю школу.