В качестве предисловия...

Из всех, размещенных на этой странице историй сел Асекеевского района - эта, по моему мнению, является наиболее исторически правдивой и реалистичной. Здесь приведены имена основателей некоторых сел и их жителей, даты различных событий, названия ныне существующих и давно исчезнувших сел. Реальные истории некоторых сел, но, в основном - это история села Мукменева. Здесь есть и ответ на утверждения о якобы башкирском происхождении некоторых сел в Асекеевском р-не.

Выражаю огромную благодарность Саиду Гимадееву, обработавшему и приславшему мне этот бесценный материал, размещенный ниже.

Ренат Сафи.

К истории села Старомукменево.

Саид Гимадеев (прислано 22.03.2011г.)

Летом 1995 года ко мне на прием пришел представительный, солидный, лет 70-ти, еще крепкий старик. Я подумал, что он пришел с какой-то жалобой, поэтому с настороженностью его принял, попросил присаживаться поближе.

Он оценивающим взглядом посмотрел на меня и сказал, что ему от Администрации города ничего не нужно, что он Шагманов Сагит Абдурахманович, мой земляк из села Старомукменево Асекеевского района и пришел со мной познакомиться (я в то время работал заместителем Главы Администрации города Нижнекамска).

Мы обнялись, у бабая на глазах появились слезы. Пригласил Сагит бабая в комнату отдыха и за чаем мы долго беседовали. Он спросил, сколько мне лет и сколько времени я жил в своем селе, и о том, помнят ли в Старомукменеве Шагмановых. Интересовался, знаю ли я историю села, свой род.

Я ему рассказал об истории надмогильного камня, который мой отец и Хабиров Хабибрахман привезли с места, называемого в народе Авыл Урыны, где когда-то была расположена деревня Тамьян. Когда я рассказывал, бабай некоторые мои неточности поправлял, уточнял, себе что-то записывал. Еще в начале разговора я задал Сагит бабаю интересующий меня всю жизнь вопрос: мы татары или больше башкиры. Он только и сказал: «Мы не башкиры, и не казанские татары, мы татары и всегда жили в тех местах. Мы всегда тянулись к Казани, поэтому я и мои родственники переехали жить в Татарстан, хотя я раньше проживал в Башкирии. Я, думаю, что и ты оказался в Татарстане неслучайно».

Вот коротко то, что Шагманов Сагит бабай мне рассказал при первой встрече:

«Сейчас трудно найти чистокровного татарина или такого же башкира, все перемешались. У всех у нас по жилам течет кипчакская и ногайская кровь. Здесь больше политики. Основателями сел Тамьян (Иске авыл) и Старомукменево являются мои предки - Шагмановы племени Тамьян и мы всегда считали себя татарами. После завоевания Казани, русское государство башкирам обещало большие привилегии. Тогда мои предки непременно воспользовались этим, многие вошли в башкирское сословие. Потом обратно записались татарами, а некоторые башкирами и остались. Для меня и те и другие близки, я их считаю своими родственниками. Наше племя тамьянцев смешалось с кипчаками, а во времена Ногайской Орды и позднее нас называли ногайскими татарами. Занимая обширные территории, они жили в мире и согласии с другими племенами, а также с соседями - Казанским ханством. Ярлык на земли тамьянцам давали Казанские ханы. Безусловно, я все о своем племени не знаю, но изучал много по рассказам и записям своих родственников, соплеменников, как в Башкирии, так и в Оренбургской области. Даже общался с некоторыми людьми ученого мира Уфы и Казани. Встречался в 1987 году с Мирфатыхом Закиевом, известным историком, профессором. Однако убедился, что ученые поворачивают историю так, как выгодно политикам. На территории нынешнего Асекеевского района татары живут издавна. Но их историей казанские ученые занимаются слабо, в лучшем случае соглашаются с башкирскими учеными.

Что касается деревни Тамьян (Иске авыл) , она была расположена на склоне, напротив родника, рядом с речкой Зирекле, в 4-5 километрах севернее нынешнего Старомукменева. Со всех сторон она была окружена дубовыми лесами и горами. Она является как бы родовой деревней тамьянского племени на самой западной границе его земель. Из деревни Тамьян некоторые мои предки на месте нынешнего села Асекеево основали новое селение Тана. Чуть позже на западной ее стороне к ним переселился Асекей. Асекеево постепенно соединилось с другими мелкими селениями.

Колшарип бабай основал нынешнее село Старокульшарипово. Он был умным, дальновидным, грамотным для своего времени человеком, успешно устанавливал связи с людьми из власти. Его отец Дусмухамет в середине 30-х годов 18 века принимал участие в усмирении башкирских бунтов на юге и юго-востоке нынешнего Татарстана, и власти пожаловали ему землю. Они основали там какую-то деревню, но прожив несколько лет Колшарип уехал в родовую деревню Тамьян (Иске авыл), в 1740 году он уже основал вышеназванное село. В середине 40-х годов его отец Дусмухамет выкупил Колшарипу близлежащие к селу земли. Старшее поколение его родственников переселилось на свободные земли Оренбургской губернии на восток и юго-восток. Сын Колшарипа - Мукмен в 1758 году, когда ему не было и 18 лет, основал деревню Мукменево, нынешнее Старомукменево. Родные братья Мукмена: Габдрахман, Корбангали, Хисаметдин, Валит. Вскоре сюда переселились верные властям люди из рода Манашевых.

Когда появились в наших краях переселенцы, лучшие земли старомукменевцев насильно отбирались. Самые плодородные земли с северной стороны села были переданы русским помещикам, а восточные части отдали мордовским (с. Алексеевка) и русским (с. Воскресеновка) переселенцам. Росло недовольство среди местного населения, часто случались стычки, поднимались бунты. Власти из-за опасения крестьянских бунтов запрещали строить дома в Тамьяне, вынуждали жителей деревни переселиться в Мукменево (Старомукменево). Ведь деревня Тамьян существовала уже давно, проживали там наиболее активные люди и некоторые организаторы местных крестьянских бунтов были выходцами оттуда. Аксакалы из поколения в поколение передавали, что предводители восставших крестьян Тюлекей, а позже его внук Акай Кусюмов приходили с Верхнего Тамьяна и какое-то время скрывались от преследования правительственных войск именно в деревне Тамьян (Иске авыл) у своих родственников, а также в непроходимых зарослях лесов около нынешних сел Тирис-Усманово и Покровка.

Отдельные семьи уехали на новые места, на север, в сторону нынешних Белебея, Туймазы, некоторые на восточные земли. А на южных землях, от реки Большой Кинель до города Бузулука колониальные власти запретили селиться татарам и башкирам, эти земли раздавались помещикам из центральных районов России.

Переселение из деревни Тамьян продолжалось долго и тяжело (более 30 лет), так как люди не хотели покидать насиженного места. Однако, основная часть населения построила себе дома и переехала жить в Старомукменево. В эти годы некоторые старомукменевцы, скрываясь от переписчиков, на время переписей уходили в деревню Тамьян, которая по документам уже не существовала. После подавления восстания Емельяна Пугачева 1773-1775 г.г. в Тамьян прибывало много беженцев татар-тептярей и башкир, и они осели в Старомукменеве, Старокульшарипове, Старосултангулове, Асекееве. Несмотря на переселение жителей, некоторое время название Тамьянской волости сохранялось. Мукменевцы еще долгое время посещали тамьянскую мечеть, пока она не сгорела во время сильного лесного пожара, как и некоторые оставшиеся деревенские дома. Шагмановы пытались восстановить деревню Тамьян. Так, сын Мукмена Курбангали чуть южнее родника Бабай Чишмэсе построил дом и даже переселился туда. Еще несколько семей начали строить дома. Поэтому раньше родник называли Корбангали чишмэсе, а свое селение они назвали Новый Тамьян. Однако под давлением властей они вернулись в Старомукменево.

Мои предки очень много сделали для старомукменевцев. Еще Мукмен бабай одним из первых в наших краях, пригласив одного русского умельца из города Бузулук, построил со своими родственниками на реке Иреуз большой пруд и мощную по тем временам водяную мельницу. Мельница была одна на два села - Старомукменева и Старокульшарипова. Позже их стало только в нашем селе три. Эти два села всегда связывали родственные отношения, поэтому они изначально жили дружно, все большие и трудные работы выполняли вместе, совместно защищали интересы друг друга на различных инстанциях. Мой дедушка Абдурахман и отец Абдурахман с привлечением наиболее зажиточных людей села, организовали базар, где регулярно проводились ярмарки. Он был вторым по значению после базара уездного города Бугуруслана. Недалеко от территории базара, по требованию уездных учреждений, были построены бойня для скота и мясоразделочный пункт, оборудование было привезено из Самары. В ярмарочные дни в село часто приезжало уездное начальство, здесь оно 2-3 дня отдыхало, пили кумыс, угощались у богатых людей. Для деревенских их посещение считалось большой честью. Дед и отец были вхожи во многие уездные и губернские учреждения Бугуруслана и Самары. Дед, а после него и отец, все свои накопления направляли на развитие образования, содержание мечетей, медресе, мектебе. Всегда были на виду у односельчан, жили как все, ничем не отличались от других. В мектебе (школе) они сами составляли программу обучения, преподавались русский язык, математика, география и другие, прогрессивные в то время предметы. Приглашались толковые учителя из Бугуруслана. При двух медресе и мектебе работали 9 учителей. Наиболее одаренных детей направляли для продолжения учебы в села Каргалы (под Оренбургом) и Стерлебашево (сейчас в Башкирии), а трое закончили медресе в губернском городе Самара. Рядом с мектебе в отдельном помещении был организован прием больных. Здесь работал приглашенный из Бугуруслана врач-лекарь. Кроме того, мой дед занимался врачеванием, траво и кумысолечением. Летом большую часть времени проживал в просторном летнем домике недалеко от родника (Бабай чишмэсе) и принимал больных со всего округа. Сюда за врачебной помощью приезжали не только из татарских, но и из русских, мордовских, чувашских сел. В селе действовали 3 мечети, а четвертая была заложена. Но достроить ее не смогли, грянула революция 1917 года. При двух мечетях работали медресе для мальчиков, а девочки учились у абыстая в отдельном помещении.

Были в селе кожевенных, валяльных, каменных, шорных дел мастера. Женщины вязали для продажи шали, шарфы, ткали простенькие ковры, полотенца. Среди самых известных, предприимчивых людей был дед Файзулла. Его род был очень большой. Они проживали в Старокульшарипово, Асекеево, Алькино (Гали авылы). Он со своими многочисленными родственниками разработал на Тарханских горах (деревня Тарханы) карьер по добыче известкового камня. Рядом с карьером они построили несколько печей для обжига этих камней. Получали гашеную и негашеную известь, которая пользовалась большим спросом у населения. Известью белили внутренние и наружные стены домов, а также печи. Ее использовали при кладке стен сараев, складов, каменных заборов(вместо цемента). За известью приезжали почти со всех близлежащих и дальних деревень. Люди Файзуллы, там же рядом добывали камень, пригодный для возведения стен. Камни складывали они длинными рядами, высотой в 1 метр и продавали прямо с места добычи. Сыновья и внуки Файзуллы бабая осенью собирали кожсырье и шерсть в русских и мордовских селах и зимой в нескольких местах выделывали кожу. Качественно обработанную кожу отдавали мастерам из города Бугуруслан шить тулупы, шубы, ушанки. Готовую продукцию реализовывали в Бугуруслане, Самаре. Из шерсти они изготовляли для продажи валенки и войлочные ковры. Род Файзуллы был не только очень большой, но и дружный, трудолюбивый и весь их род жил зажиточно. С их мнением в селе приходилось считаться, в том числе и моим предкам. Даже Зариф бай, у которого землевладения простирались за рекой Иреуз до деревни Тарханы, их побаивался. Карьеры Файзуллы находились на землях Зарифа, и он резко повысил арендную плату за участок. Тогда сыновья Файзуллы объявили ,что Зариф является незаконным владельцем земель и перестали вносить плату за землю. Зариф стал угрожать разорением, привозил из Бугуруслана каких-то чиновников, но люди Файзуллы доказывали обратное. Зариф жил в Асекееве и приезжал в Старомукменево на тройке лошадей с колокольчиками в сопровождении 2-3 человек. Однажды Зариф бая и его спутников, подкараулив у леса Басу Буляге, неизвестные люди сильно избили, отобрали лошадей, но самих оставили в живых. Родственники Файзуллы, проживающие в Асекееве, посоветовали Зарифу отказаться от старомукменевских земель. С тех пор Зариф бай в селе Старомукменево не показывался, и последствий никаких не было. Видимо, больше он никому за помощью не обращался. Только длинные посадки из ивы и ветлы, посаженные Зарифом в нескольких направлениях вдоль границ его земель, растут и в настоящее время. После революции мои предки, посоветовавшись с односельчанами, надеясь на то, что землю действительно дадут крестьянам, решили отметить свои земли, переселив на северную и южную границы людей своего круга. Мой родственник Шагманов Шаммас весной 1919 года, после освобождения наших мест от белых, основал деревню Шаммасовку в 8 километрах к северу от Старомукменева. Туда вслед за ним переселились несколько семей из Старомукменева. Тогда же, безземельные крестьяне, чьи предки прибыли в наше село в конце 17 века, переселились в лесистое место, чуть севернее от прежней деревни Тамьян(Иске авыл). Во время коллективизации они назвали свое хозяйство “Игенчеляр”, потом и населенный пункт стал называться пос. Игенчеляр.

Аглиуллин Валиулла и еще несколько семей основали за рекой Большой Кинель в 7-8 километрах к югу от Старомукменева деревню Новый Тамьян. За 2 года они возвели 12 домов, однако, они не успели развернуться. Лозунг «Земля – крестьянам» быстро свернули, он лишь существовал на бумаге. Началась коллективизация земель, стали создавать совхозы, и мечтам новотамьянцев не суждено было осуществиться. Жители Нового Тамьяна сопротивлялись, в итоге начались гонения, преследования жителей селения. Некоторые из них вернулись в село Старомукменево, а кое-кто покинул родные края навсегда.

Мои предки, как правило, жен брали из мишарских родов из села Стерлебашево. Мне известно, что выходцы из Старомукменева и Старокульшарипова далеко от своих сел основали несколько населенных пунктов, входящих теперь в территории Башкортостана и Татарстана. Но мне предстоит еще их уточнить».

Справка

Дед Шагманова Сагита Абдрахмановича известный в свое время в Бугурусланском уезде уважаемый всеми халфа хазрат-Абдурахман мулла Шагманов. Шагмановы в годы репрессий в 30-х годах прошлого века, укрываясь от преследований за религиозную деятельность, переехали в село Таллы (теперь в Грачевском районе Оренбургской области, юго-западнее от села Старомукменево в сторону Бузулука).

Шагманов Абдурахман Абдурахманович, родился в 1885 году. Проживал: Оренбургская область, Асекеевский район, село Старо-Мукменево. Приговорен в 1930 году. Реабилитирован в 1998 году. ( Источник: ИЦ УВД Оренбург. обл. )

Шагманов Абдурахман Абдурахманович, родился 1885 году. Приговорен: тройкой УНКВД по Оренбургской области 16 сентября 1937 года. Приговор: высшая мера наказания. Реабилитирован 12 марта 1962 года. ( Источник: Список репрессированных Оренбургской обл. )

Шагманова Халима Ахметшановна, родилась в 1893 году. Проживала: Оренбургская область, Асекеевский район, село Старо-Мукменево Приговорена в 1930 году. Реабилитирована в 1998 году. ( Источник ИЦ УВД Оренб. обл. )

Старомукменевцы, как могли, сопротивлялись насильственной коллективизации сельского хозяйства. Вот что пишется в книге 1 том 3 «Советская деревня глазами ВЧК ОГПУ»: В селе Старо-Мукменево Асекеевского района на групповом собрании по вопросу о коллективизации было вынесено следующее постановление:

1. Линию коммунистической партии и власти по отношению к крестьянским хозяйствам о сплошной коллективизации и тракторизации считать неправильным.

2. Вступление в сплошную коллективизацию, обобществление крупного и мелкого скота и тракторизации - отказать.

3. Против внесения задатков на тракторизацию - протестовать.

Справка

В Старомукменево действовали: первое медресе с 1890 года, второе медресе для мальчиков с 1907 года. С 1895 года стала работать школа (мектебе) Все три мечети закрылись в 1931 году и переданы на культурные нужды. ( Источник: ГАСО,ф.р779,оп.2,д.1247,л.81 )

Примечание:

Лишь в январе 2011 года я узнал от своего односельчанина Мухамета Фузаилова, проживающего в городе Нижнекамске, что он знал Шагманова Сагит бабая, приходилось ему общаться с его сестрами, другими родственниками. Он дал мне почитать, написанную Сагит бабаем книгу «Из глубин Вселенной в глубины Земли», отпечатанную в Набережночелнинской типографии в 1999 году. Автор Сагит Галями (Шагманов Сагит Абдрахманович). Всего 193 страницы. Узнал также, что он служил в армии, был офицером. После сокращения закончил Куйбышевский инженерно-строительный институт, работал в Нижнекамске до ухода на пенсию инженером Промстроя УС «Татэнергострой».

Родные Сагит бабая: старшая сестра Амина - проживала еще до недавнего времени в селе Таллы Грачевского района Оренбург. обл. Старший брат Халит - проживал в городе Бугуруслане. Сестра Рабига - проживала в Нижнекамске.

Сагит бабай ко мне на работу приходил уже в 1996-1997 годах. Я заметил, что он очень хорошо знает историю, у него прекрасная память, каждое слово выверенное, взвешенное, продуманное. Сразу чувствовалось, что он знатного рода, хорошо воспитан, образован, тактичен. Он совсем не говорил о своей семье, а когда я осторожно об этом спрашивал, уходил от ответа. Говорил только, что его сын Ришат живет в Москве, что он очень скучает по нему. К сожалению, Сагит бабая теперь уже нет в живых. Его рассказ об истории нашего села несколько отличается от рассказов других аксакалов, однако, почему-то, я поверил именно ему. У него была толстая общая тетрадь в клетку с коричневой обложкой, и мне он рассказывал историю нашего села, перелистывая ее страницы.

Саид Гимадеев, уроженец села Старомукменево.

На главную
НазадНа верх
 
 



Проект Проект Рената Сафи
Дизайн