Здесь представлена статья моего отца Сафи З. Г. написанная в ответ на очерк Оренбургского краеведа, старшего научного сотрудника областного краеведческого музея Попова С.А. Обе статьи были напечатаны в газете "Южный урал" в разные годы.

.Ниже мои комментарии...


Опричник из Асекеева?

5 апреля 1984 года в газете «Южный Урал» была помещена статья старшего научного сотрудника областного краеведческого музея, ныне покойного С.А. Попова «Заселение Асекеевского района». В ней среди различных сведений было и следующее: «…Нынешнее село Асекеево упоминается уже в 1781 году». Эта дата не выходит из памяти в связи со следующим случаем.

В сентябре 1938 года ко мне (я работал учителем в средней школе) пришел уважаемый в Асекеево человек – бригадир колхоза «Третий год пятилетки» Шакиров Нагим абый. И сказал, что покажет одно чудо. Он повел меня на место древнего кладбища (ныне там стоит средняя школа). Среди сорных трав лежали части разбитого плоского камня. Здесь, видимо, была могила. Нагим абый поднял один кусок и сказал: «Прочитайте, если знаете арабские буквы». Я увидел знаки, обозначающие 1496 год.

Нагим абый обрадовался, что я прочел надпись так же, как и он. Но мы совершили непростительную оплошность, оставив камень на месте. Теперь его нет. Нет и Шакирова. Он погиб в Великую Отечественную.

А я, вернувшись в тот день домой, записал на память об увиденном. Теперь, после долгих поисков я нашел эту запись.

Две даты – 1496 и 1781 годы. Асекеево упоминается в 1781 году, а на могиле асекеевца – 1496 год! Эта дата – год рождения или смерти покойного. Тут есть над чем подумать.

Некоторые старики рассказывали мне, что территория Асекеевского и ряда соседних районов была отдана в качестве дара за верную и преданную службу одному апараче из татар. Апаранча? Слово не татарское. Может апаранча – это опричник? Опричнина, опричники – эти понятия связаны с деятельностью царя Ивана IV Грозного (1530-1584гг.). Дата на камне говорит о том, что село, ныне известное под названием Асекеево, возможно существовало до воцарения Ивана IV.

Золотая Орда распалась. Возникли Казанское, Крымское, Астраханское и другие ханства. И служба некоторых людей из этих ханств Московскому государству, в том числе Ивану IV весьма вероятна. Слово «апаранча» говорит о том, что Асекеево существовало задолго до 1781 года. Имеющиеся архивные данные, мне кажется, не включают многого из того далекого прошлого.

Раньше наша местность (северо-запад) входила в состав Самарской губернии (Средняя Волга, Куйбышевская область), с недавнего времени – в состав Оренбургской области.

Самара (Куйбышев) стала центром губернии тоже не так давно. До этого входила в состав Казанской, Астраханской, Симбирской губерний. Кое-что из документов могло потеряться. Губернским центром Оренбург стал с 1744 года. Может кое-какие данные о нашей местности находятся в архивах Казани, Астрахани, Ульяновска?

Оренбуржье, наша местность заслуживают серьезного внимания и изучения.

З. Сафи, с. Асекеево

Газета «Южный Урал», 8 декабря 1989г.


Долгое время я, так же, как и отец считал, что надпись на могильном камне арабскими цифрами - 1496, означает именно 1496 год нашего (григорианского)календаря. Но в какое-то время во мне закралось сомнение: а верно ли это? Ниже я разместил общение (переписку) на форуме TatNet по поводу этой даты (Yalgiz Bure - это я, Сафи Ренат):

Feb 2 2007, 12:13 Былтыр

Татар каберташлары, эпитафияләр белән кызыксынган кешеләр бармы арагызда? бер кечкенә бер сайт ясамакчы булам. эшләнеп бетмегән сайтка юллама калдырам :http://tashlar.narod.ru материаллар үземдә күп... барсында урнаштырып-бетереп булмастыр ахры, кайсыларын әкренләп урнаштырып барармын, иншАлла. шул ук вакытта үзегездә борыңгы каберташларның фотолары юкмы? бик кызыксынып карар идем. барлык регионнарны әйленеп чыгарга мөмкин түгел бит.

Apr 12 2007, 20:02 Yalgiz Bure

Привет, Былтыр! Мы заочно знакомы, ты из Пермской - я из Оренбургской обл. (Асекеево) Мой отец в 1938г. сделал запись о намогильном камне на старом кладбище. На камне он смог разобрать дату (сам камень не сохранил, о чем в последствии жалел...) На камне, если перевести с арабского, стоит дата - 1496г. Ты можешь подсказать - какой это год по современному летоисчислению? Или это и в самом деле именно 1496 год? Может кто-то еще может подсказать?

Apr 12 2007, 20:42 Timerbek

Перевод дат мусульманского календаря на григорианский и наоборот

Для приближенного перевода дат с мусульманского календаря па григорианский можно пользоваться следующей формулой: Г = М + 622 - (М/33) где Г — год григорианского календаря, М — год мусульманского календаря. Если, например, требуется узнать, какому году нашего календаря соответствует 1389 год хиджры, то подставив в формулу вместо М число 1389, получим Г == 1389 + 622 -(1389/33) = 1969 -. Знак «минус» показывает, что от деления 1389 на 33 осталась некоторая дробь, которую необходимо отнять от числа 1969. Следовательно, мы устанавливаем, что 1389 год лунной хиджры соответствует 1968— 1969 году григорианского календаря. Желая определить, какому году лунного календаря соответствует какой-либо год григорианского календаря, например 1970, пользуются формулой М = Г - 622 + ((Г-622)/32) в которой значения М и Г остаются прежними. Сделав необходимую подстановку, получим М=1970 - 622 +((1970-622)/32) = 1390+. Здесь знак «плюс» указывает, что от деления разности 1970—622 на 32 остается некоторое дробное значение, которое необходимо прибавить к полученному числу 1390. Следовательно, 1970 год григорианского календаря соответствует 1390—1391 году мусульманского календаря. Формулы, которыми мы пользовались, дают только приближенное значение определяемой даты, иногда с ошибкой ±1 год. Для более точного перевода дат с хиджры на нашу эру или наоборот существуют особые способы, которые здесь не приводятся. Однако необходимые ответы можно получить с помощью специальных таблиц. muslimuzbekistan.net/ru/islam/maqola/article.php?ID=306

Apr 12 2007, 21:10 Yalgiz Bure

Руководствуясь этим подсчетом у меня получилось, что 1496г. соответствует современному 1973г. Но ведь намогильный камень (песчаник) был найден в 1938г. на старом (заброшенном) кладбище, на котором давно уже не хоронили, причем с трудом можно было разобрать год... Т.е., судя по его состоянию, можно предположить "возраст" камня никак не моложе ~1800г. Тогда что же означает этот год - 1496??

Apr 12 2007, 22:49 ilyas xan astraxanski

1410 = 1989 310 = 922 1100 лет принятия Ислама

Apr 13 2007, 07:29 Yalgiz Bure

Правильно. Но это не ответ на мой вопрос. На старом намогильном камне стоит дата - 1496г., что в пересчете дает 1973г. Но камень найден в 1938г., причем ему не меньше 100 и более лет, а возможно и намного больше...

Apr 13 2007, 08:48 Сулейман

значит дата была определена неверно.

Apr 13 2007, 13:07 Yalgiz Bure

Отец, 1904г.р. до самой смерти, с родными переписывался только на арбском (старо-татарском), который выучил еще в детстве в медресе. В молодости писал статьи в газеты, в которых тогда использовалась арабская графика. В 1938г. ему было 34 года, т.е. со зрением было все в порядке....

Apr 13 2007, 13:47 Сулейман

арабские цифры, в отличие от букв, пишутся слева на право.

Apr 13 2007, 13:01 Кагарман

Yalgiz Bure, напиши, если есть такая возможность, что на камне написано. Хотя бы цифры на арабском. Быстро ответ в таком случае можно будет получить. "1496" явно неверно, ибо получается что камень этот из далёкого будущего к нам прибыл 2072-2073 год. Интригующе конечно, но маловероятно. Всё же если цифры определены верно, то, может была допущена ошибка в определении числа. Число можно записать: "694-1" , т.е. "первый месяц 1294 года". (Просто версия) а вот смотрю картинку на asekeevo.com моя версия провалилась

Apr 13 2007, 15:32 Yalgiz Bure

Твоя версия отпала...Пробовал крайние цифры использовать, как месяц - остальные, как год. Получается жутко древний год... п.с. Самая древняя монета, которая была у отца - 1732г. По преданиям село основано в XVI-XVII веке.

Apr 13 2007, 16:13 Ахметыч

На самом деле, насколько знаю, в арабском цифры пишутся тоже справа налево, только порядок называния идет от младших разрядов, типа как в немецком есть следы такого подхода - dreiundzwa

Apr 13 2007, 17:38 Сулейман

Замечание отчасти верно, однако это правило в арабском языке действует только для двухзначных чисел. вот как оно на самом деле читается : Например: тис'а уа 'ишрун =9 +/(и) 20 (дословно), т.е. 29. для трехзначных и более это правило меняется: хамса миа тис'а уа 'ишрун = 500 + 9+20 (дословно), т.е. 529. альф хамса миа тис'а уа 'ишрун =1000+500+9+20=т.е. 1529. вот так!

Apr 13 2007, 16:41 ilyas xan astraxanski

Слушай, если 1410 = 1989, то что такое 1496?! Уж никак не 1973 ...

Apr 13 2007, 17:02 Yalgiz Bure

Да, я ошибся, получается 2073г. Прав был Кагарман. (надо калькулятором пользоваться

Apr 14 2007, 08:10 Timerbek

Сейчас 1428 г. по хиджре, значит камень 1496 г. по хиджре быть не может, но и 1496 г. от Р.Х. тоже быть не может. Даты по григорианскому календарю стали ставить значительно позднее. До 1700 г. в России велось летоисчисление от С.М. [СМ = РХ + 5508 (или 5509)]. Вывод один, неверное прочтение. (С.М. – сотворение мира)

Apr 14 2007, 12:23 Yalgiz Bure

Да, просто загадка какая-то... Что же означали эти цифры?? Не думаю, что отец мог ошибиться, он же написал, что отчетливо смог разобрать только год. Читал и писал он, на старо-татарском, хорошо. Легко читал рукописные тексты, написанные незнакомыми людьми (неразборчивый текст). Его иногда приглашали в архив прочесть старые записи, сделанные на "арабском" (старо-татарском). Поэтому мне не верится, что он мог ошибиться. Он мог поставить под сомнение прочтение какой-то цифры или цифр, но он же этого не сделал. Может у кого-то будут еще какие-то версии?

Apr 14 2007, 17:57 Сулейман

Возможно какие то буквы-цифры от времени подтерлись, появились какие-нибудь царапины, трещины....ошибочно воспринятые как символы. от ошибок никто не застрахован. Тем более камня то нет.


И в заключение...

1. Предположим, что дата на камне была написана именно в 1496 году нашего летоисчисления, т.е. 512 лет назад (сейчас 2008г.). Надпись сделана по-арабски. Можно с уверенностью предполагать, что раньше в Асекеево жили только татары (башкиры). Мусульмане. Тогда дата (по григорианскому календарю)на камне - 1496 год, если воспользоваться формулой перевода М = Г - 622 + ((Г-622)/32) будет соответствовать 901 году по Хиджре (по мусульманскому календарю). Т.е. на камне должна была написана дата из 3 цифр (901), а не из четырех (1496)

2. Как писал на форуме Timerbek (см. выше): "камень 1496 г. по хиджре быть не может, но и 1496 г. от Р.Х. тоже быть не может. Даты по григорианскому календарю стали ставить значительно позднее. До 1700 г. в России велось летоисчисление от С.М. [СМ = РХ + 5508 (или 5509)]".

3. Кроме того, если на карте Оренбургской области подписать все населенные пункты (города, села) в соответствии с официальной датой их основания, а это 17хх годы, то Асекеево с датой основания - 1496 год, будет выглядеть, мягко говоря, странно. Т.е. Асекеево в течении 300 лет существовало в этом регионе в гордом одиночестве??

Что-то с этой датой на камне явно не сходится... Так и остается загадкой: что за цифры прочитали в сентябре 1938 года на старом татарском кладбище в Асекеево, на старом могильном камне мой отец - Сафи Зайни Гатауллович и Шакиров Нагим абый. Ведь 1496г. хиджры (мусульманского календаря) означает 2073г. нашего (григорианского) календаря.

Единственное, что можно предположить, что надпись плохо сохранилась и на камне были написаны цифры 1296, а не 1496 (по хиджре). Вероятно, цифру "2" ошибочно прочитали как цифру "4". Правда начертания этих двух арабских цифр не очень похожи, но, если предположить, что со временем цифра "2" стала читаться с трудом, ее, в принципе, можно было прочитать как "4". Тогда в переводе на григорианский календарь получится, что это соответствует 1878-1879г. Что вполне вероятно. Ведь песчанник, на котором была сделана эта надпись недолговечен, поэтому, вполне вероятно, что по истечению 60 лет надпись на нем еще сохранилась, но была уже трудно читаема...


На главную
НазадНа верх
 
 



Проект Проект Рената Сафи
Дизайн